8 953 082 92 07
10:00 - 20:00 МСК

Символы казаков

Символы атаманства, казачества – собственность казачьей общины. Их хранитель – атаман. Символика передавалась из поколения в поколение.

 

Печать подчеркивала статус и важнейшую роль атамана в дипломатической и хозяйственной деятельности казачьего братства. Она вручалась главе на выборах в виде перстня или рукояти. Ни один документ общины не был актуальным без печати. Новый атаман являлся правонаследником печати.

 

Сабля – символ атаманства. Атаман выступал в роли её хранителя на время своего правления общиной. Он надевал её по большим праздникам. Все остальное время сабля – старинный, инкрустированный предмет – хранилась в церковном приходе.

 

Знамя – олицетворение полковой, войсковой общины. Во время боя за знамя сражались до последних сил, не допуская его осквернения.

 

Бунчук – знаковый предмет, находящийся в руках войскового командующего во время сражений. Символизирует атаманство, олицетворяет ставку. Бунчук хранился в поселковом храме, выносился по значимым праздникам, и только перед войском, возглавляемым атаманом. Короткое древко с привязанным конским хвостом как символ власти (у казачьих атаманов, гетмана).   

 

Булава – атаманская собственность, символизирующая полновластие. 

 

Насека (подвид булавы) – трость со стальным набалдашником и наконечником. Постепенно расписывался именами атаманов, правящих общиной. Символизирует атаманскую власть и духовную общность представителей казачьей станицы.

 

Медаль – личностный атаманский знак, который носили на шее, поверх кафтана. Одну сторону медали украшала надпись с названием казачьей станицы (позже заменена императорским ликом), вторую – даты правления, имя атамана. Если он избирался на повторный срок, то изготавливалась новая медаль, которую атаман носил вместе со старой. Для изготовления символа использовалось чистое золото или серебро. Меньшего размера медаль изготавливалась для близкого товарища атамана.

 

Чернильница – предмет, который носил на поясе станичный писарь. Книга сменила чернильницу после отмены постоянных писарей.

 

Казна – металлический ларь, символизирующий финансовую власть казначея.

 

Книга – олицетворение закона. Имелась у каждого члена круга. Атаман хранил главную тетрадь с записями соборных решений, законов, издаваемых государственной властью. Книга помогала решать спорные вопросы, время от времени возникающие между станичниками.

 

Донские нагайки

Нагайка – олицетворение есаульской власти, идентифицируется с приставами, участвующими в круге. В повседневной жизни нагайка нераздельно связана с каждым казаком. В зависимости от станичных традиций, нагайку могли носить только женатые или все, без исключения мужчины. В первом случае нагайка вручалась молодому мужчине тестем при женитьбе. В домах нагайка висела на дверном косяке – при входе в спальню или в основную часть дома. Чтобы выразить свое уважение гостю или человеку старшего возраста, нагайку бросали к их ногам. Нагайка возвращалась в руки казака, но прежде, гость или старик должен обязательно её поцеловать. Если они не хотели простить обиду казаку или признать его покорность, лежащую на земле нагайку переступали.

 

Кафтан – олицетворение атаманской власти, но не личностный знак главы станицы. Для шитья использовалась красная парча.

 

Шапка особого кроя – олицетворение того, что казак получил юридические права. Первоначальным символом служил клобук, затем папаха, позже – фуражка. Если на фуражке не было кокарды, то она принадлежала нестроевому казаку. Она была обязательным атрибутом при участии в круге. Снималась шапка только в трех случаях – при произношении присяги, молитвы, во время выступления на собрании. Для вызова казака на дуэль, достаточно сбить с него шапку. Хранилась на главном месте куреня.

 

Шашка – символ полноправия мужчины, в т.ч., на землю. Вручалась юноше в день его семнадцатилетия. По достижению 21 года юноша получал из рук станичных стариков кокарду, погоны и темляк – теперь он был полностью готов к военной службе. Отправляясь в путь, юноша присутствовал на чтении евангелия в церковных стенах, обнажив шашку, что означало его готовность к военной службе и защите отечества. Состарившийся казак, взявший в руки посох, передавал шашку внуку, достигшему к этому времени 17-летнего возраста. Она являлась символом того, что молодой мужчина имеет право голосовать на станичном собрании. Провинившийся казак, в соответствии с решением казачьего собрания, лишался права определенный период носить шашку.  

 

Погоны – обязательный атрибут на одежде служивых казаков. Носились до момента освобождения казака от военной повинности. Шевроны, галуны и погоны – пожизненный атрибут офицерской одежды.

 

Башлык – своеобразный символ принадлежности мужчины к роду казаков. Его завязывали разными способами, несущими определенную информацию о владельце. Завязанный на груди башлык – символ того, что казак закончил служение отечеству, крест-накрест – владелец выполняет задание, заброшенные за спину концы свидетельствуют о пребывании мужчины на заслуженном отдыхе.

 

Посох – олицетворение мудрой зрелости. Его носил судья, церковный ходатай или паломник. Представители старшего поколения, участвуя в кругу, сидели, опершись на него. Поднятый в ходе круга посох свидетельствует - казак просит всех замолчать. Фуражка на поднятом к верху посохе информирует участников собрания об имеющемся у владельца важном докладе.  

 

Лампас – символика специфической расцветки, определяющая принадлежность мужчины к конкретному казачьему войску. Нашивался на брюки. Символизировал казачество и независимость. Свидетельствовал об освобождении его владельца от уплаты государственных налогов. 

В воинских частях регулярной армии, как царской России так и Советского Союза лампасы могли носить только офицеры и казаки. 

Молодые казаки, проходящие срочную службу носили узкие лампасы.  На первый срок призыва.

Казаки-ветераны, после срочной службы, которые призывались из запаса, носили широкие лампасы.

 

 

Мужские серьги раскрывали роль представителей сильной половины человечества в казачьем семействе. Единственный сын носил серьгу в левой мочке уха, единственные наследники мужского пола – в правой. Если мужчина был единственным ребенком в семье, оба уха декорировались серьгами. Они выполняли не только символическую роль, но и утилитарную. При равнении налево командующий войском мгновенно определял, сколько в строю казаков - единственных продолжателей своих родов. Их старались оберегать во время боевых стычек.

Кольца казаки не носили. Они украшали пальцы только казачек. Кольцо из серебра на левой руке барышни на выданье – символ того, что она готова к супружеской жизни. После сватанья кольцо перемещалось с левой руки на правую. Если казачка носит кольцо с бирюзовыми вставками, то её суженный несет воинскую службу. Во время брачной церемонии, серебряное колечко заменялось золотым, обручальным. Казачка носила его на правой руке. При разводе, кольцо носилось на левой кисти. Если муж погибал или умирал, казачка должна была носить на левой руке не только свое обручальное кольцо, но и мужа (на одном пальце).