+7 953 082 92 07
10:00 - 20:00 МСК

Папахи

Среди казачества, так же как и на Кавказе, откуда пришла традиция носить высокие шапки из меха овцы - папахи, к одежде особое отношение.  Папаха – не просто шапка, согревающая владельца, она - постоянный спутник казака во всех делах. Ее нельзя потерять, или отдать, с непокрытой головой не выходят из дома. Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.

Вид папахи: Казачья, Кавказская   Размер папахи: 55-56, 57-58, 59-60, 61-62 
Мех папахи: Каракуль, Мутон, Овчина    Цвет верха папахи: Красный, Синий, Желтый, Зеленый, Черный   

 

Исторические корни папахи

 

Слово «папаха» имеет корни тюркского (азербайджанского) происхождения. В дословном точном переводе, означаемое -  шапка.  На Руси, папахами, такие шапки стали называть только в XIX веке, в период участия казаков в Кавказских войнах, а до этого использовали разные названия. Самые распространенные были клобука или трухменка, как ее называли в донских войсках.

События революции ввели ограничения на ношение национальной одежды. Папахи исчезли из официальной формы, однако бережно хранились в семьях всех потомственных казаков. Позже, в казачьих частях было разрешено носить кубанки и папахи.  Донце шапки выполнялось из сукна, имеющего цвет, отличающий принадлежность к тому или иному казачеству. Сверху нашивались две полосы-галуна  в виде креста.  

 

Роль папахи в жизни казака

 

Одежда, в том числе и шапка, многое расскажет о своем владельце, особенно если она часть национальной одежды, имеющей вековую историю.  Она отражает индивидуальность обладателя, рассказывает о его принадлежности  к сословию, роду казачьему.

Жизнь казачья была неразрывно связана с военной службой и служением Отечеству. Гардероб казака состоял из униформы и шапки-папахи. Любой из казаков мог легко определить принадлежность собрата к роду по деталям гардероба, цветам, другим отличиям.

Отношение самих казаков к своему гардеробу нашло отражение в поговорках: "Папаху одевают не для тепла - для чести!", «Казаку важны две вещи, в его руках должна быть шашка, а голова покрыта папахой». В бою или пылу спора, если головной убор сбивали с головы, то это означает, что нанесли оскорбление, требующее ответа.

Папаха была элементом одежды зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, збруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна.

Интересны некоторые факты, связанные с традициями казачества и ношением папахи:

  • Недопустимо выйти на улицу без головного убора. В случае появления в качестве гостя на свадебной церемонии без головного убора, воспримется семьей и молодоженами, как неуважение к ним и традициям.
  • С помощью шапки молодые люди узнавали, будет ли положительный ответ при сватовстве. Они забрасывали ее в окно девушке, и ждали. В случае быстрого возврата шапки, жди отказа.
  • Головной убор помогал в волеизъявлении. Папахой голосовали на казацком круге.
  • С уважением относились к атаману. Перед ним шапку снимали, а он свою надевал.
  • Брошенная на землю в споре – она означала последний аргумент, подтверждающий правоту владельца.
  • За отворот головного убора прятали важные бумаги, зашивали дорогие для казака вещи, иконки, молитвы охранные.

Часть из них потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.

Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах

 

Папахи шьют из овчины. Они отличаются по цвету и длине ворса, высоте шапки и ее форме. Традиционные цвета: бурый, черный, серый, белый, с множеством цветовых вариаций.  Отличается и верх шапки. В отличие от кавказских, где донце меховое, в казачьих шапках оно из сукна.

Исторически сложилось, что, например, у донских, кубанских, сибирских и уральских казаков донце изготавливается красного цвета с серебряным галуном. А северные казаки из забайкальского, астраханского, иркутского или уссурийского казачества носили папаху с желтым донцем. Из синего сукна шили донце для терского, оренбургского казачества, у амурского - оно было зеленым. Черный цвет для пошива верха тоже используется. Такие чаще носятся в качестве повседневной формы, в условиях полевого выезда.

На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.

Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.

В магазине Нагайка.рф представлены папахи для разных родов и случаев. Например, папаха из овчины Химич выполнена из белой овчины с красным донцем и серебряным галуном – нарядная и красивая. Она чаще одевается в особых торжественных случаях.  А казачья папаха Шинкаренко, выполненная из бурой овчины, подходит для повседневного ношения, конного выезда.

Шелковистая натуральная овчина, идущая на пошив папах гипоаллергенна. Она легкая, удобная. Голова будет согрета в сильные морозы, и не будет потеть, перегреваться в солнечный день.

 

Папахи ручной работы в магазине Нагайка.рф

 

Папаха – головной убор на все времена. Она придает рост и формирует гордую осанку владельцу.

В магазине Нагайка.рф можно приобрести папахи разных моделей, которые изготовлены вручную из натуральной овчины по выкройкам казачьих скорняков.