+7 953 082 92 07
10:00 - 20:00 МСК

Кубанка – олицетворение достоинства казака

Кубанка из черного каракуля с красным верхом

Для большинства казачьих войск кубанка не просто традиционный головной убор, а важный элемент обмундирования, часть культуры казачества. Папаха низкого кроя получила название «кубанка». Традиционное сырье для изготовления кубанки — низкой папахи — натуральный каракуль и сукно для верха в красном (или ином) цвете в зависимости от принадлежности к казачьему войску. 

 

История появления форменного головного убора казаков

 

Первично лохматые папахи носили жители Карачаево-Черкесского региона, они были полностью из шкуры барана без цветных вставок. Папахи являлись атрибутом праздничного убранства горцев. Казаки с радостью переняли наряд черкесов и привнесли в него цветной верх и перекрещенный галун. Со временем, папахи с цветным верхом прижились среди казачества. Про них даже поговорки складывали, к примеру: "Чем выше папаха, тем богаче казак". При постоянной носке мех снизу папахи стирался и ее подворачивали, так они и уменьшались по высоте. Но помимо всадников, в войске были и пешие казаки. Они и носили кубанки. Шапки меньшего размера были гораздо удобнее в носке, особенно, если речь шла о головных уборах, которые надевали в пеших походах или разведке.

 

Внешние характеристики исторической кубанки

 

Кубанка всегда шьется с отворотом. Донце кубанки состоит из круга с нашитым на него крест на крест галуном. 

Сакрального смысла крестообразные линии не имеют, хотя некоторым и хочется верить в его существование. При царе казаки носили галун серебристого  цвета, но в 1943 г. советская власть помимо введения погонов закрепила за казаками галуны золотого ( для комсостава) и черного цветов. По цвету верха можно определить к какому войску принадлежит его владелец:

  •  красный —  Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Енисейскому или Уральскому казачеству.
  • синий, аналогичный тону отделки на торжественном мундире — Терскому и Оренбургскому;

  • желтый — Забайкальскому, Астраханскому, Уссурийскому и Иркутскому;

  • зеленый – отражает отношение к Амурскому казачеству.
  • черный – может использоваться всеми казачьими округами в условиях повседневного или полевого ношения.

Современное казачье воинство России состоит из более 20 отдельных войск со своими традициями и устоями. 

Кубанка из серого каракуля с черным верхом

 

Раньше кубанку можно было потерять только с головой

 

Сегодня покупка новой шапки вместо старой — не проблема, но в старину такого в принципе невозможно было представить, настолько сильно было значение кубанки в жизни казака. В ней он отправлялся в бой, назначался в атаманы. 

Головной убор считался символом покровительства и защиты. За его отворотом хранили самые ценные документы, изложенные на бумаге молитвы, вшивали миниатюрные иконки. Позже появилась традиция крепить к шапке награды, и она обрела еще большую значимость.    

Внешний вид шапки свидетельствовал о положении в обществе своего обладателя. Человека, у которого сбили шапку с головы, вызывают на поединок. Кубанка снималась казаком с головы в исключительных случаях:

  • произношение присяги;

  • во время молитвы;

  • при выступлении на Круге.

Непокрытая голова мужчины — свидетельство того, что он не принадлежит к казачьему роду и не является местным жителем. 

Головной убор сопровождал важные жизненные моменты казака:

  1. Если кубанка залетала в окно к девушке, значит казак признается ей в любви. Она могла выбросить головной убор или оставить себе, что свидетельствовало о ее неприязни к парню, или наоборот, взаимной любви. 

  2. Заброшенная во двор форменная шапка — предупреждение о том, что к девушке придут сваты. 

  3. В старину существовала традиция — вновь избранный атаман надевал шапку из бараньей смушки, которая называлась «трухменка». Название не случайное — так называлась одна из народностей Кавказа. Трухменка символизировала высокий статус владельца. Во время ритуала остальные казаки снимали свои кубанки, высказывая таким образом уважение к вновь избранному атаману.  

  4. При возвращении казака со службы, он забрасывал головной убор в родовую реку, поклоняясь ей. 

  5. Шапка убитого воина возвращалась его сослуживцами домой, где ей отводилось специальное место — перед иконой. Как только кубанка погибшего родственника оказывалась на своем месте, община оказывала жителям дома свое покровительство. 

  6. Казаки, желающие связать себя узами брака со вдовами, приходили к реке с шапками убиенных мужей, пускали их по воде и произносили слова, указывающие на их благие намерения, просили извинения у погибших.  

 

Казачьи кубанки из натурального меха

Роль кубанки в жизни современного казака

 

Сегодня головному убору отводится несколько иная роль, нежели в старину — он не считается атрибутом повседневного мундира, а только торжественного обмундирования. Многие традиций современное казачество не придерживается — они остались лишь легендами, но уважение предков — незыблимо и сегодня. 

Головной убор достойны носить только самые лучшие представители казачьего войска — обладатели высоких моральных и духовных устоев, отличной профессиональной и физической подготовки. Чтобы получить кубанку, казак готов продемонстрировать свои качества, пройти не одно испытание. Владея кубанкой, представитель казачьего рода несет ответственность не только перед семьей и общиной, но и перед страной, народом. Он ее оберегает на протяжении всей жизни, ведь потеря головного убора равноценна потере чести.